ФЭНДОМ

Во Нгуен Зяп — вьетнамский военный и политический деятель.

Биография Править

Детство, юность и молодостьПравить

Во Нгуен Зяп родился 11 (по другим сведениям, 25) августа 1911 г. в провинции Куан Бинь в Центральном Вьетнаме. О его юности известно немногое — сам Во Нгуен Зяп говорил, что его отец Во Куанг Нгием, участвовавший в восстаниях против французов в конце XIX века, был простым крестьянином, однако есть предположения, что в действительности тот был учёным, а семья жила сравнительно неплохо для крестьянской среды. Во всяком случае, будущий генерал в 1924 году поступил в престижную Национальную академию в императорской столице Хюэ. Через два года был исключен за создание студенческой организации, провел три месяца в тюрьме за руководство демонстрациями от имени Новой Вьетнамской революционной партии.

В 1930 был заключен в тюрьму на два года за принадлежность к Коммунистической партии Индокитая. Выйдя из тюрьмы, поступил в лицей Альбер-Сарро в Ханое, окончил его с дипломом по праву и политической экономии. Преподавал историю в лицее Тан Лон, в конце 1930-х гг. стал известен благодаря публикации многочисленных статей по социально-экономическому положению во Вьетнаме и международным делам.

Военная карьераПравить

В 1944 г. организовал Вооруженную пропагандистскую бригаду — предшественницу Вьетнамской освободительной армии, которая сыграла ключевую роль в захвате государственной власти во время августовской революции 1945 г., приведшей к отречению императора Бао Дая и провозглашению 2 сентября 1945 года на всей вьетнамской территории коммунистической Демократической Республики Вьетнам.

В 1946 году началась Первая Индокитайская война между Францией и объединяющим коммунистов и националистов движением Вьетминь, также известная как Война сопротивления.

В период 1947-1949 годов Зяп создавал регулярную армию страны. К концу 1949 года Вьетминь получил в своё распоряжение пять полноценных пехотных дивизий, имевших соответствующую структуру, подготовку и вооружение. В том же году произошла победа коммунистических сил в Китае, с которыми вьетнамцы сотрудничали уже несколько лет, что привело к резкому увеличению военной и материальной помощи. В 1950 году генерал Зяп организовал своё первое крупное наступление, установив полный контроль над вьетнамско-китайской границей и продемонстрировав свою способность координировать действия крупных сил.

Во время Второй Индокитайской был министром обороны Вьетнама. Руководил вьетнамской армией в Тетстком наступлении, которое изменило ход данного конфликта. В 1972 году командовал Пасхальным наступлением, которое оказалось провальным. Но не смотря на тактические и стратегические ошибки Зяпа Вьетнам выйграл Вторую Индокитайскую.

Затем руководил вьетнамским вторжением в Камбоджу. Свою военную службу закончил в 1991 году.

Послевоенная жизньПравить

В последние годы жизни он вёл закрытый образ жизни и редко выступал публично, как, например, в 2004 году, когда заявил тогда, что «США не сумеют победить в Иракской войне». Однако он продолжал критиковать коррупцию во вьетнамском руководстве. В 2010 году Во Нгуен Зяп выступил с критикой проекта по широкомасштабной добыче бокситов в районе центрального нагорья во Вьетнаме. Во Нгуен Зяп указывал, что исследования, проведённые экспертами в 1980-е годы, показали, что добыча повлечёт за собой серьезные экологические риски.

Скончался 4 октября 2013 года в Ханое в возрасте 102 лет.

Источники Править