ФЭНДОМ

Первая Ивуарийская война — гражданская война в Кот-д'Ивуаре в 2002-2007 годах.

ПричиныПравить

Причинами начала войны стали 3 фактора:

  • Политический: Либералы хотели сместить левоцентриста Гбагбо с поста президента. Новая сила и правительство представляли разные политические философии из противоборствующих лагерей. Левоцентристы (левый лагерь) выступали за создание социально справедливого общества, а либералы (правый лагерь) — за свободу слова и защиту прав человека.
  • Этнический: Буркинцы противостояли коренным ивуарийским жителям. Правительство недоверяло ивуарийцам буркинского происхождения, сужая их права. Вдабавок, в стране расло число межэтнических распрей, которые до войны находились лишь на бытовом уровне.
  • Религозный: Страна была практически поровну разделена на мусульман и христиан. Католическая ветвь христианства и ислам суннитского толка противостояли ещё с времён Крестовых походов. В XXI веке противостояние двух религий переросло из межгосударственных конфликтов во внутренние.

Боевые действия Править

2002-2004 Править

см. Бунт на севере Кот-д'Ивуара (2002)

Война началась 19 сентября 2002 года во время визита президента Гбагбо в Италию. Воспользовавшись отсутствием президента в стране, группа военных подняла мятеж на севере государства, начав наступление на несколько городов, включая столицу Абиджану. Главарь мятежа — генерал Робер Геи, который вместе с женой и детьми был убит в первую же ночь войны. В ту ночь был убит и министр внутренних дел Кот-д’Ивуара Эмиль Бога Дуду вместе с женой.

После того, как повстанцы перегруппировались в Буаке, они стали угрожать атаковать юг. В итоге Франция направила 2500 солдат и запросила одобрения у ООН. Франция развернула свои войска в Кот-д'Ивуаре 22 сентября 2002 года. Жак Ширак заявил, что французские войска не воюют с повстанцами, а защищают своих граждан и других иностранцев, а выдвинулись в северные города, чтобы защитить иностранцев там.

17 октября было подписано соглашение о прекращении огня, начались переговоры.Режим прекращения огня практически рухнул 6 января, когда две группы боевиков напали на французские позиции недалеко от города Дюэкуэ, ранив девять солдат, одного из них тяжело. Согласно заявлению французского представителя, французские войска отразили нападение и контратаковали, убив 30 повстанцев.

С 15 по 26 января 2003 года участники конфликта встретились в Лина-Маркуси во Франции, чтобы попытаться договориться о возвращении к миру. Стороны подписали 26 января компромиссное соглашение . Президент Гбагбо сохранял власть, а его оппоненты были приглашены в правительство примирения и получили посты министров обороны и внутренних дел.

I-карта

Расстановка сил в Кот-д'Ивуар на протяжении всей войны.

Солдаты ЭКОВАС и 4000 французских солдат были размещены между двумя сторонами, образуя демилитаризованную зону. Стороны договорились совместно работать над изменением национальной идентичности, изменением законов о гражданстве и правил землевладения, которые многими рассматривались как коренные причины конфликта.

По состоянию на 4 февраля в Абиджане состоялись анти-французские демонстрации в поддержку Лорана Гбагбо. Окончание гражданской войны было провозглашено 4 июля. Попытка путча, организованного из Франции генералом Ибраимом Кулибали, была сорвана 25 августа французской секретной службой.ООН 27 февраля 2004 года создала UNOCI - группу войск по соблюдению мира в Кот-д'Ивуаре, в дополнение к французским войскам и войскам ЭКОВАС. 4 марта "Новые силы" приостановили своё участие в правительстве, вступив в конфликт с партией Гбагбо по поводу кандидатур на замещение высших должностей.

25 марта был организован марш мира в знак протеста против блокирования соглашений в Маркуси. Демонстрации были запрещены указом 18 марта, и против демонстрантов были брошены войска: 37 человек погибли по данным правительства, от 300 до 500 - по данным оппозиционной Демократической партии Анри Конан Бедье. Репрессии оттолкнули от правительства ряд оппозиционных партий. 4 июля 2003 года правительство и "Новые силы" подписали декларацию "О конце войны", признавшую авторитет президента Гбагбо и обещавшую работать над реализацией соглашения в Маркуси, а также программами демобилизации, разоружения и реинтеграции.

27BCA Cote dIvoire 2004 110322471058610464

Ополченцы Новой силы.

В 2004 году вспышки насилия и политический кризис привели к переговорам в Аккре Подписанное 30 июля 2004 года соглашение подтвердило цели соглашения в Маркуси и конкретные сроки их реализации. Однако эти сроки - конец сентября для законодательной реформы и 15 октября для разоружения повстанцев - не были выполнены сторонами.

Конфликт с Францией Править

см. Французско-ивуарийский конфликт

4 ноября 2004 года президент Гбагбо приказал нанести воздушные удары по повстанцам, и ВВС Кот-д'Ивуара начали бомбардировку Буаке. 6 ноября ивуарийский Су-25 разбомбил французскую базу в Буаке, случайно убив девять французских солдат и американского рабочего и ранив 31 человека. В ответ французские войска провели нападение на аэропорт Ямусукро, уничтожив два Су-25 и три вертолета, ещё два военных вертолета были ими сбиты над Абиджаном. Через час после нападения на лагерь французская армия установила контроль над аэропортом Абиджана и запросила подкрепления с базы в Габоне. Президент Гбагбо обвинил Францию в поддержке повстанцев.

I-1-французы

Французский бронетранспортёр в Кот-д'Ивуаре.

2005-2007 Править

В 2006 году, когда сборная Кот-д’Ивуара впервые пробилась в финальную стадию чемпионата мира по футболу, капитан ивуарийцев Дидье Дрогба обратился к своему народу с просьбой прекратить братоубийственную войну. Обращение было записано им на видео в раздевалке сразу после окончания последнего матча отборочного цикла. Спустя несколько дней голос футболиста был услышан – его любительский «селфи-ролик» не переставая показывали по национальному телевидению Кот-д’Ивуара, а боевые действия в стране пошли на спад.Датой окончания Первой Ивуарийской войны считается 4 марта 2007 года, когда при международном посредничестве были достигнуты договорённости, предусматривавшие прекращение огня в обмен на назначение премьер-министром страны лидера повстанцев Гийома Соро. При этом президентом страны остался Лоран Гбагбо.

РезультатыПравить

Мирный договор не решил большинства проблем страны. Государство оказалось разделённым на две части до 2011 года.

См.также Править

Источники Править

Ирландия и Кот-д'Ивуар.svg Ивуарийские войны Герб Кот-д'Ивуара.svg
Первая Ивуарийская войнаФранцузско-ивуарийский конфликтВторая Ивуарийская война